О нарушении прав потребителей при ремонте
телефонов, бытовой и компьютерной техники
В Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в
которых указывается на нарушения их прав сервисными центрами и организациями,
производящими ремонт бытовой и компьютерной техники. В 2020 году количество таких
обращений увеличилось почти на 10% по сравнению с предыдущим годом, что связано
с более интенсивным использованием домашней техники и оборудования в период
самоизоляции и дистанционной работы.
В
недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как
правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки.
Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение
требований законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской
или сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его
можно забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до
80% от цены нового товара.
Естественно,
заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут
уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже
реализации в счет образовавшегося долга.
В
настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также
Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1514 (далее-
Правила).
Правилами
(пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в
письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе,
следующие сведения:
· вид
работы;
· цена
работы;
·
точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется
из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
·
отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
Один
экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только
Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии
потребителя (например, диагностика неисправной техники), может оформляться
также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Помимо
этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что
исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика
оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают
под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях
сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не
содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем,
вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с
потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть
потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания.
При
поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт
неисправной вещи Роспотребнадзор рекомендует
придерживаться следующих правил.
1.
Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы
найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права
потребителей.
2. Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания,
которая не хочет привлекать лишнее внимание не будет
указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите,
есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация:
·
перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
·
указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми
выполняются работы;
· сроки
выполнения работ;
·
данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют
значение исходя из характера работы;
·
требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для
потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
·
образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;
·
образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
·
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также
перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Эта
информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
3.
Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном
объеме работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть
оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У
сервисного центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей
работы, он не будет настаивать на большой предоплате.
4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат.
Передача аванса обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в
бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием
онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в
информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить
на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может
проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и
сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того,
документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного
в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.
5. Ни
при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор
и подписать акт приемки неисправной вещи.
6. При
ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот
полный перечень условий, которые должны быть зафиксированы в договоре:
· фирменное наименование (наименование) и место нахождения
(адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия,
имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации),
идентификационный номер налогоплательщика;
· вид
работы;
· цена
работы;
·
точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется
из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
·
отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
· даты
приема и исполнения заказа;
·
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или
договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;
·
другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
·
должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя,
сдавшего заказ.
7.
Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»).
Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя
в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие
гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты
выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия,
приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для
ознакомления и не передаются вместе с договором.
8. При
выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и
приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт
17 Правил).
9. При
обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных
недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные
недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем
приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10.
После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ
или проставления соответствующей отметки в договоре.